Главная | В лицах| Фотогалерея | Видеогалерея | Спелеология | Пещеры | Спелеошкола | Творчество | Ссылки | Гостевая

- 8 -




     Из всего снаряжения для работы на колодцах больше всего постоянной заботы требует веревка. Небрежности в обращении с ней допускать нельзя - за это приходится дорого расплачиваться.




Трудно упомнить, какая веревка когда куплена, а еще труднее - в каких пещерах и сколько человек ее использовали с момента ее появления. Поэтому первое, что необходимо сделать после приобретения веревки, - промаркировать ее. Это особенно важно, если веревка принадлежит клубу. За время использования она попадает в разные руки не только из-за общего владения ею членами клуба, но и из-за их текучести.


Таблица. 12.


Дата Пропасть Число участников Примечания
1 14.11.82 Иванова вода
с. Добростан
5 ---
2 14.12.82 Яворец 5 ---
3 15.11.82 Панчови грамади
с. Зверево
4 ---
4 23.01.83 Кровавая лужа
м. Зеленич
3 Веревкой был провешен последний колодец в который спускался только один участник



     Чтобы маркировка была прочной, ее лучше всего сделать в виде запрессованных алюминиевых колец на обоих концах веревки. На них выбивают цифры, означающие год производства, порядковый номер веревки и ее длину. Данные о длине лучше нанести, когда веревка перестанет укорачиваться.
     Для всех веревок в клубе нужно вести журнал, в котором, кроме сведений о виде, типе, даты получения веревки и т.д., записывают, в каких пещерах веревка была использована и число участников спуска (табл. 12). Только по этим данным по прошествии времени можно реально оценить интенсивность использования данной веревки, то есть проследить ее биографию.




     Если веревка хранится не всегда в чистом виде, она значительно быстрее изнашивается сама и быстро изнашивает снаряжение для спуска и подъема. Поэтому после каждого выезда ее необходимо стирать. Температура воды не должна быть выше 30 градусов. При сильном загрязнении можно использовать мыло или стиральный препарат для синтетических тканей, но без содержания энзимов. Лучше всего не использовать никаких моющих средств, а просто намочить веревку, пропустить ее между двумя прижатыми друг к другу щетками и прополоскать. Процедура повторяется, пока вода не останется чистой. Выжимают, протягивая веревку через фиксированный карабин или десандер. Во время сушки веревку нельзя помещать вблизи отопительных приборов или оставлять на солнце. Лучше всего сушить ее в проветривающемся темном помещении.

     Прежде чем бухтовать веревку, ее надо очень внимательно осмотреть, следя за тем, чтобы:

  • не было обрывов, потертостей или размягчений защитной оплетки;
  • гибкость при сгибании в противоположных направлениях была одинакова по всей длине веревки;
  • при ощупывании не чувствовалось явных утолщений или утончений по отношению к нормальному диаметру веревки.


  • Таким же образом проверяется перед использованием и любая веревка, которая использовалась и была постирана и сбухтована другим человеком.
         При обнаружении дефекта, если поврежденный участок длинный, веревка бракуется. Если дефект локален, веревка разрезается, чтобы исключить поврежденное место. Две оставшиеся части веревки можно опять использовать для провески менее глубоких колодцев. Завязывание узла для локализации поврежденного участка допускается только как временная мера, если дефект замечен в колодце во время работы с веревкой. После выемки ее надо разрезать.





    Рис. 48. Бухтовка веревки: а - одиночная бухта; б - двойная бухта.



         Пока веревка не используется, ее держат сбухтованной в темном проветриваемом сухом помещении. Бухтуют так, как показано на рис. 48. Если веревка длинная, бухтовку начинают с середины и делают две бухты. Витки, которые наматывают на бухту, надо затянуть, иначе веревка распустится и спутается при транспортировке.
         Хранить и перевозить веревку надо отдельно от металлических предметов и источников света. Класть аккумуляторы и батарейки в мешок вместе с веревкой абсолютно недопустимо.
         При транспортировке к пещере и в ней самой, при устройстве навески и ее выемке для предохранения веревки от повреждения используют специальные транспортные мешки из поливинилхлоридной ткани с двойной пропиткой. Так как у нас (в Болгарии - пер.) такие сумки не производят и не импортируют, приходится изготовлять их по системе "сделай сам". Скроить и сшить их несложно. Подобная ткань производится заводом "П.Караминчев" в Русе для фургонов грузовых автомобилей или навесов легких павильонов. В качестве лямок используется синтетическая лента шириной 50 мм, производимая заводом "Н.Киров" в Казанлыке для ремней безопасности легковых автомобилей. Рис. 49 дает представление о выкройке и общем виде такого транспортного мешка. В ней помещается 120 м веревки d 10 мм.





    Рис. 49. Транспортная сумка: а - выкройка цилиндра (по длинным пунктирным линиям ткань сгибается); б - клапан ; в - дно (пришивается к цилиндру по пунктирной линии); г - общий вид.


        

    Запомните:


    • не оставляйте веревку открытой на балконе, в складском помещении, кладовке и т.д., а уберите в ящик, шкаф или темное помещение;
    • сушите ее только в тени, а лучше всего - ночью или в темном помещении;
    • тщательно оберегайте ее от контакта с кислотами, щелочами и другими химикатами, что означает: не держите вместе с ней или в непосредственной близости батарейки или аккумуляторы и не кладите ее в багажник автомобиля иначе как в транспортном мешке из ПВХ.


         Проверять статическую веревку на пригодность к дальнейшему употреблению следует:
    • веревку d 9 мм - через 2 года;
    • веревку d 10 и больше мм.- через 3 года;
    • независимо от срока и даты последней проверки - для любой веревки, которая вызывает малейшее сомнение.
    .     С этой целью на удобной скале в районе клуба надо забить рядом друг над другом два крюка SPIT и занести туда подходящий груз весом 80 кг. От веревки, которую надо испытать, отрезают кусок длиной около 3 м и кладут в емкость с водой так, чтобы она хорошо пропиталась. На обоих ее концах вяжутся узлы "восьмерка" или (для веревки d 9 мм) "девятка", так что получается образец длиной примерно 1.5 м от петли до петли. Карабином "АэСМЮ" 3400, "Штубай" 5000 или треугольным карабином MR диаметром 10 мм готовый образец крепят к ушку нижнего крюка и грузу. Карабин, на котором висит груз, связывается сдвоенной петлей из тонкого шнура с карабином на веревке, переброшенной через блок, который крепится на втором крюке. С его помощью посредством полиспаста или мускульной силы нескольких человек груз поднимается, пока карабины в петлях образца не окажутся на одном уровне (рис. 50). Веревка фиксируется и петля обрезается. Падение при этих условиях имеет фактор 1.


    Рис. 50 . Приспособление для проверки годности статической веревки.

    Каждый образец испытывается двумя последовательными падениями груза:

    • если он выдержал два падения, веревка пригодна для дальнейшего использования;
    • если он выдержал первое падение, но порвался при втором, что часто случается, от веревки отрезают второй кусок и тоже испытывают два раза.
    • Если и второй образец выдержал первое и порвался при втором падении груза, веревка не считается годной. Но если второй образец порвался еще при первом падении, на такую веревку больше нельзя рассчитывать;
    • если испытываемый образец порвался еще при первом падении груза, второй кусок веревки не отрезается. Такая веревка непригодна к употреблению и сразу бракуется.

         Таким тестом можно проверить годность и сомнительной бывшей в употреблении динамической веревки, но при условии, что она будет использоваться только для провески колодцев, а не для страховки.
         Хотя веревка после таких проверок становится немного короче, ее никогда не надо на них жалеть.

        

    Запомните:


    • всегда лучше иметь веревку покороче, а жизнь подлиннее, чем наоборот!

    - 8 -




    Яндекс цитирования статистика Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU
    Hosted by uCoz